Бишкек
weather ночью
знач. изм.
EUR USD 21/10 36.18 0.1937
EUR EUR 21/10 49.58 0.5674
Архив номеров

Архив

Анекдоты

  • В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жила была: прекрасная, независимая, самостоятельная и умная принцесса. Вот однажды, сидела она на берегу живописного пруда в зеленой долине близ своего замка, размышляла о смысле жизни и вдруг, увидала лягушку…
    Лягушка прыгнула ей на колени и сказала: — Милая, добрая девушка … Когда-то, я был прекрасным принцем, но злая колдунья заколдовала меня, превратив в лягушку. Если ты меня поцелуешь, я снова превращусь в принца, и тогда, моя прелесть, я поселюсь в твоем замке, а ты, будешь готовить мне еду, чистить моего коня, стирать мою одежду, растить моих детей и радоваться, что я взял тебя в жены …
    Тем же вечером, легко поужинав лягушачьими ножками с приправами и бокалом белого вина, … принцесса тихонько хмыкнула и подумала: — Ага, щаззз …

  • Читать все

    Партнеры

    Фотогалерея

      • 2017.07.18

    Вопрос - ответ

    Каково административно-территориальное деление Чуйской области?
    Административным центром является город Бишкек. В состав современной Чуйской области входит: 8 районов: Панфиловский … подробнее

    Добавить вопрос

    Имя
    E-mail
    Вопрос:
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить


    Каталог предприятий

      Развернуть список

      • Первый соловей Кыргызстана

        2015.06.040419

        На протяжении веков самобытная кыргызская песенная культура передавалась из уст в уста акынами-ырчы в сопровождении игры на исконном кыргызском национальном инструменте – комузе. Предстояло много работать, чтобы наряду с комузом создать профессиональную музыку с его национальным колоритом. С начала 30-х годов прошлого века появились первые певцы в сопровождении первых оркестров. Самой первой певицей в кыргызском музыкальном искусстве была Анвар Куттубаева. В этом году исполняется сто лет со дня ее рождения.

        Анвар Куттубаева родилась в Пишпеке, в семье богатого в то время, человека – Кельдике Акмата Кудайбергенова. Рассказывают, что ее отец был довольно грамотным человеком, владел русским языком, и главное, что можно отметить, собирал вокруг себя передовую интеллигенцию и людей искусства. Его чайхану ежедневно посещали знаменитые акыны, манасчы, ырчы, комузисты. В последующем он был раскулачен и сослан на Украину. Анвар осталась без матери. В ее душе остались следы сиротства: ее мачеха не испытывала привязанности к девочке. Заметив ее способности, соседи и отдел женщин райкома помогли ей устроиться во фрунзенский педагогический техникум, где она стала активно заниматься в драматическом кружке. В 1928 году 15-летняя Анвар обратилась к директору новоиспеченного драматического театра с просьбой о приеме ее на работу. Так началась ее творческая деятельность. После успешной сдачи экзаменов она начинает готовить роль главной героини Насти в пьесе А. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Самая первая ее роль открыла необычайное дарование в театральном искусстве. Если вдуматься, это конец двадцатых годов прошлого века. Кыргызская женщина в те годы, была забитой, бесправной, безграмотной. Стать актрисой ей и в голову не приходило и во сне не снилось. В этом деле Анвар стала революционеркой. Ее смелый поступок открыл дорогу и показал путь женщинам к раскрепощению и выходу из рабства. Анвар стала одной из первых актрис того времени.

        Следующей творческой удачей А. Куттубаевой стал образ Карачач в одноименной драме Касымалы Джантошева «Карачач». Карачач, разлученная с любимым джигитом и не желая выходить замуж за старика – волостного управителя – решительно выступает против унижения, стремясь к свободе и равенству. В этой роли она показала тяжелую участь кыргызских девушек в прошлом.

        В сатирической комедии Райкана Шукурбекова «Жапалак Жатпасов» комсомолка Айша одна из первых разоблачает и срывает маску с обманщика и человека с темными мыслями Жапалака Жатпасова. Абдылас Малдыбаев в те годы был директором вновь открывшейся музыкальной школы и одновременно работал в драматическом театре. До 1935 года театр ставил исключительно драматические спектакли. Среди артистического состава театра были певцы, поэты, импровизаторы, драматурги. И надо отметить, что среди них не было ни одного профессионала, все они были талантливыми самородками. На основе их произведений были созданы первые кыргызские драматические и оперные спектакли. Не сходили со сцены такие спектакли как «Кайгылуу какей» М. Токобаева, «Алым и Мария» К. Джантошева, «Бейит арасында» Р. Шукурбекова, «Кулийпа» К. Маликова, «Сарынджы Бокей» К. Эшмамбетова. Одновременно были переведены на кыргызский язык произведения А. Пушкина, В. Шекспира, Л. Толстого, И. Тургенева, Н. Гоголя, А. Чехова, М. Горького. Из этих произведений некоторые вошли в репертуар театра. Наряду с вышеназванными представлениями в театре шли «Ревизор» Н. Гоголя, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Мятеж» Д. Фурманова и пьесы А. Островского. Главные женские роли, в этих произведениях были за Анвар Куттубаевой. Назревал вопрос об образовании музыкального театра. Для выявления певческих голосов среди действующих артистов была организована командировка в Москву для записи на грампластинку народной музыки и исполнителей песен. Певческие голоса были обнаружены у Абдыласа Малдыбаева и Анвар Куттубаевой.

        В 1936 году на базе драматического театра создается музыкально-драматический театр. Абдылас Малдыбаев вместе с русскими композиторами Владимиром Александровичем Власовым и Владимиром Георгиевичем Фере пишут музыку к драмам «Алтын кыз» и «Аджал ордуна». Как и в ранних постановках, в муздрамах Анвар была главной героиней. Первая декада кыргызского искусства в Москве открылась 26 мая 1939 года. Кроме оперы «Айчурек» были представлены на декаде «Алтын кыз», «Аджал ордуна» а также большой заключительный концерт с участием самых лучших талантливых артистов: комузистов, импровизаторов, ырчы, танцоров и т. д. Анвар Куттубаева была одной из главных фигур готовящейся декады. В музыкальных драмах она играла главные роли, а в опере «Айчурек» – одну из главных ролей – Калыйман – сестренку Айчурек – где её партнером был Абдылас Малдыбаев в роли Кюльчоро. За плечами Анвар в тот период уже был определённый сценический и актёрский опыт, она успешно справляется с ролью, на высоком музыкальном уровне исполняет партию Калыйман. Участники декады рассказывали, что московская публика более восторженно принимала игру дуэта. Анвар затмила игру главных героев. Московский музыковед В. Городинский в газете «Комсомольская правда» от 27 мая 1939 года писал: «Из числа исполнителей мы на первое место должны поставить заслуженную артистку Киргизской ССР А. Куттубаеву, исполнявшую партию Калыйман. Она пела и чудесно играла, живо напоминала нам «казахского соловья» – Куляш Байсеитову. Мы не ошибёмся, если поставим А. Куттубаеву по силе и характеру ее дарования в один ряд с Куляш Байсеитовой и Халимой Насыровой».

        Москва, оценив труд и талант А. Куттубаевой, по итогам декады наградила ее орденом Ленина, а правительство республики присвоило ей звание Народной артистки Киргизской ССР. Из ведущих артистов на первой декаде киргизского искусства самую высокую оценку похвалу и симпатии зрителя получила А. Куттубаева и, конечно же, А. Малдыбаев. В связи с этим они были удостоены самых высоких наград. В одной из местных газет Киргизии В. А. Власов написал статью, которую считаю уместным процитировать: «Анвар Куттубаева была первой и замечательной киргизской актрисой. И можно только поражаться этому артистическому самородку, художнику, без специального образования создавшему с огромным мастерством главные роли во всех первых спектаклях музыкально-драматического театра, родившегося в Киргизии в 1936 году. Когда в Москве на сцене Большого театра в 1939 году в спектакле «Аджал ордуна» Анвар пела в сцене «плач Зулайки», все были буквально потрясены силой и глубиной ее исполнения. Слёзы были в глазах и киргизов и русских».

        Декада вдохновила Анвар: под впечатлением от радостных и торжественных встреч она с большим воодушевлением и желанием принялась за работу. В 1939 году театр приступил к работе над постановкой азербайджанской музыкальной комедии «Аршин-мал-алан» Кроме комедии «Аршин-мал-алан» любимым спектаклем киргизской публики была казахская опера «Кыз Жибек». Партию Жибек исполняла Анвар Куттубаева. Она создала образ радушной, миловидной, доброй девушки. Кыз Жибек была коронной партией Анвар. В 1942 году оперный театр выпустил спектакль на музыку М. Раухвергера на либретто О. Сарбагишева, В. Винникова «Кокул». В этой опере Анвар пела одну из ведущих партий – Чолпон. А в опере В. Власова, В. Фере и А. Малдыбаева «Патриоты», вышедшей в конце 1941 года. А. Куттубаева создает образ обаятельной девушки Шайыр, которая, провожая родного брата на фронт, говорит ему: «Возвращайся с победой, брат! Ведь мы потомки великого баатыра Манаса». Большой популярностью пользовались концерты Анвар, которые давал кыргызский оперный театр.

        Последующие годы после декады были годы Второй Мировой войны. Коллективы театров страны развернули активную шефскую работу по обслуживанию фронтов силами артистов, по возможности помогая им победить врага. Мастера кыргызского искусства образовали семь концертных бригад, которые обслуживали воинские части Калининского, Белорусского, Ленинградского и Украинского фронтов. Руководителем одной из бригад была А. Куттубаева, они обслуживали воинскую часть. Брянского фронта, где командовал Константин Констатинович Рокосовский. Талант и обаяние Анвар не прошли мимо внимания К. К. Рокосовского. Между ними установились тёплые дружеские отношения, которые путём переписки продолжались даже после войны.

        Оперный театр постепенно расширялся: на смену пришли молодые кадры из числа кыргызской молодежи, театр обогатился эвакуированными музыкантами, артистами, пожелавшими остаться в Киргизии на постоянную работу после войны. После фронта Анвар пригласили работать ведущей солисткой Киргизской филармонии. Специально для неё создают ансамбль песни и пляски, где главная солистка – А. Куттубаева. Ее репертуар – это русские, кыргызские, китайские, узбекские, украинские, венгерские, румынские песни, которые исполнялись с большим мастерством на высоком музыкальном уровне. В 1952 году А. Куттубаева продолжала работу в Киргизском государственном театре драмы, где также создала ряд незабываемых образов.

        Работой в драмтеатре заканчивается трудовая деятельность Анвар Куттубаевой она уходит на пенсию. Она сыграла огромную роль в создании фундамента кыргызского театрального искусства.

        Слово «первая», более чем Анвар Куттубаевой, не может быть применимо ни к кому. Она была первая ведущая актриса в первом кыргызском театре. Первая солистка и певица. Она первая женщина, награжденная орденом Ленина, она первая, кто был удостоен высокого звания – Народной артистки Киргизской ССР.      Конечно же, до глубины души обидно, что она забыта. Если мы скажем, что началу оперного искусства дали А. Малдыбаев и А. Куттубаева – мы не ошибемся. Очевидно виной тому – некомпетентность и непрофессионализм людей, стоящих у руля культуры и искусства. Кыргызская земля богата славными героями, знаменитыми учеными, талантливыми руководителями, писателями, композиторами, художниками, артистами и т. д. Одной их них была наша славная Анвар. Эти люди оставили нам огромное наследие. Это наследие – основа нашей жизни. Наш долг – чтить их память. Очевидно: надо обратить внимание на место захоронения Анвар и найти возможность увековечить память нашей талантливой, всем народом любимой актрисы – Анвар Куттубаевой.

         

        Салия САДЫКОВА,

        пенсионер.

      • распечатать
      • отправить другу

      Ещё по теме:

      • Комментарии

        Имя
        E-mail
        Текст
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
        Отправить
        Сбросить