Бишкек
weather ночью
знач. изм.
EUR USD 22/10 36.18 0.1937
EUR EUR 22/10 49.58 0.5674
Архив номеров

Архив

Анекдоты

  • Дети: — А у моего папы крутой последний Айфон! — А у моего — последний Лексус! — А у моего — вот такая крыса в подвале! Все хором: — Да ты чееее... . ! ?! Покажи! anekdotov.net
  • Читать все

    Партнеры

    Фотогалерея

      • 2018.03.12

    Вопрос - ответ

    Каково административно-территориальное деление Чуйской области?
    Административным центром является город Бишкек. В состав современной Чуйской области входит: 8 районов: Панфиловский … подробнее

    Добавить вопрос

    Имя
    E-mail
    Вопрос:
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить


    Каталог предприятий

      Развернуть список

      • Послание Тенира

        2013.12.0201194

        «Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

        Декларация принципов толерантности.

                   

         

        «О кочевник, вера твоя во мне, и не потому, что одарил тебя хлебом насущным без труда и по воле моей. Я тебе дал бескрайные степи и горы, леса и реки, где тебе жить, растить детей и любить все сущее в природе, и главная твоя любовь в жизни – это почитание себе подобных людей кем они ни были, куда бы они путь не держали, встречай их кумысом – хмельным молоком кобылиц своих, дай им кров и пищу». Так начинались утро и вечер на стойбище кыргызов с испокон веков. Смысл этих слов потом на протяжении всей жизни постигается как послание Тенира, позволяющее услышать дух природы и земли, ощутить биение своего сердца с биением сердца земли.

        В дни дождей и ветров дети вглядывались в даль, чтобы первым и увидеть путника. И ждали, когда он появится на горизонте и повернет коня в направлении кыргызского стойбища. Первые звуки топота копыт и похрапывание быстро идущей лошади радовали детей. И они, увидев это, забегали в юрту, сообщая хорошую весть, что к ним едет гость. Гость – посланник неба, посланник Бога. И эта традиция, перешедшая в веру с молоком матери, составляла основу толерантности к людям различного достоинства и рода деятельности, при этом не разделяя на расы и национальности, веру и намерения. У кыргызов чувство уважительного отношения к людям было от природы, так как их воспитывала природа и трудные условия кочевой жизни.

        Кыргызы расселялись на большом пространстве в окружении суровой природы. И время, и расстояния измерялись конными переходами, а светлый день делился на четыре времени. И это деление времени отражало время ухода за животными, дойки кобыл, коров, коз, ярок, завтрака, обеда, полдника, ужина семьи. Кочевая жизнь выработала особый склад ума и философию, воинское мастерство и удаль, обучаясь у природы выживаемости, закалке духа и тела, соблюдению тотемных правил к природе, к духу, к верованиям, к искусству и заветам предков. Такая установка ментальности кыргызов выделяет из остальных этносов, соседствующих на сопредельных территориях и территории интеграционных отношений.

        Исторически кыргызы прошли путь кочевников на громадной территории, где создавались кочевые империи-каганаты, в том числе и Кыргызские каганаты. Они были участниками всех войн и походов в войсках Чингисхана и Амир Темира. И, тем не менее, кыргызы сохранили свой менталитет и отличительные от других стран традиции, в которых они прошли от шаманизма и тенгрианства, раннего христианства и ламаизма. Для них не была чуждой и широкая палитра иных верований, имевшая место в истории кыргызов прошлых веков до настоящего времени. Природное дружелюбие и готовность оказать помощь гостю или первому встречному путнику в пути, подсказать, каким образом проехать трудные перевалы, найти броды в бурных реках, как не встретиться с разбойниками и «лихими» людьми или как найти стойбища кыргызов, которые помогут путникам в их деле.

        Так было в период изучения кыргызского Тянь-Шаня российскими путешественниками П. Семёновым-Тян-Шанским, Ч. Валихановым, Н. Пржевальским, которые с восхищением характеризуют кыргызов как великолепных проводников, щедрых хозяев, снабжавших путешественников лошадьми, яками и продовольствием. Во время освоения Российской империей кыргызских территорий в середине 18 века кыргызы нашли тесное взаимопонимание и пути взаимного сотрудничества. Именно благодаря этим отношениям провинциальный город Каракол стал одним из богатых и развивающихся городов русского Туркестана, где развивались сельское хозяйство, ремесленничество, торговля, открывались русско-туземные школы, в которых обучались дети кыргызов. Осваивалась современная обработка земли, развивались садоводство, животноводство. Местное население все шире охватывалось русским способом хозяйствования, ведения собственного дела, участвовало в работе царской администрации, что было для кыргызов открытием нового мира. И главное – развивались дружеские отношения с переселенцами из российских губерний.

        В период голодомора 30 годов, высылки кавказских народов в 40-е годы прошлого века кыргызы приютили в своих домах тысячи переселенцев, ставили им свои юрты и делились едой и одеждой с этими людьми, брали на воспитание в свои семьи сирот. И в этом было проявление кыргызского менталитета, чувств сопереживания и сопричастности.

        Человеческое сострадание и природная отзывчивость, привитые собственной историей и воспитанием кыргызов в традициях тенгрианства и кыргызской национальной педагогики позволили сохранить первородное качество уважения к человеку и всему сущему.

        В трудные времена в Кыргызстан депортировали чеченцев, лезгин, кумыков, табасаранцев, турков-месхетинцев, курдов, карачаевцев, даргинцев, балкарцев, крымских татар и представителей других народов.

        В конце Второй Мировой войны в Кыргызстан направляли пленных японцев, немцев, австрийцев, и этим людям, несмотря на угрозы местной партийно-советской администрации, кыргызы тайно передавали продукты питания, табак. И это тоже было проявлением особой кыргызской ментальности, которая не позволяла проявлять жестокость в отношении военнопленных или просто пленных. Воинская традиция каганата, рассматривающая пленных как военную добычу, не позволяла глумиться над ними, унижать их человеческое достоинство. И потому кыргызы своих пленных не отдавали в рабство, не продавали на невольничьих рынках, кыргызы просто трансформировали их в свою среду как полноправных членов своего сообщества. Они придерживались взглядов тенгрианства, что человек равным рождается и равным должен уйти из этого мира. И этот взгляд до сих пор сохраняется в бескрайних просторах исторической родины кыргызов – Алтае, Хакасии, Туве, Красноярском крае – нынешней территории Российской Федерации. «В процессе дальнейшего исторического развития укрепились, совершенствовались, становились более постоянными союзы племен, межплеменные экономические и культурные связи, развивался язык, что подготавливало возникновение народности… Кыргызы понимали, ощущали себя как сплоченный, обособленный, народ независимый, не слитый с кем-то этнос, жизнедеятельность которого не связывалась с чужими структурами, а зависела от воли своих правителей, своих обычаев, традиций и мироощущений», – так характеризует развитие кыргызов профессор А. Айтбаев.

        Наш народ 9 мая 2015 года будет отмечать 70-летие Великой победы над фашизмом, и в этой войне кыргызы защищали свою страну со всем советским народом. И эта Победа была оплачена трудом миллионов женщин, стариков и детей, которые, превозмогая трудности, собирали хлеб, пасли скот, по ночам после смены шили бельё, вязали варежки для солдат, раз в месяц сдавали кровь. Кыргызы – солдаты и офицеры – на фронте не жалели своих жизней: они преградили путь танковым колоннам вермахта на разъезде Дубосеково под Москвой, воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, дошли до Берлина. Теперь, вступив на путь строительства нового демократического государства, кыргызы переживают трудные дни, так как сказывается отсутствие опыта управления государством. Коммунисты – руководители показали свою неспособность организации работы в условиях рыночных отношениях. К сожалению, многие политические деятели, взращенные классовым обществом, не приемлют принципов толерантности. По старой привычке рождают образ врага. И это породило два государственных переворота, когда в обоих случаях партийные функционеры прошлого просто создали теневые кабинеты из числа членов собственных семей, занимались казнокрадством, что переполнило чашу терпения народа и подвигло их на штурм кыргызского Белого дома. Но есть надежда на поддержку Тенира, одарившего кыргызский народ трудолюбием и мужеством в преодолении трудностей. Это тоже испытание на прочность. Быть нам или не быть кыргызским народом и иметь Государство Кыргызов, избравшее путь толерантности. И эту веру, оставшуюся от наших предков, кыргызы игнорировать не могут.

         

        Токтогул КАКЧЕКЕЕВ.

      • распечатать
      • отправить другу

      Ещё по теме:

      • Комментарии

        Имя
        E-mail
        Текст
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
        Отправить
        Сбросить