Бишкек
weather ночью
знач. изм.
EUR USD 20/11 36.18 0.1937
EUR EUR 20/11 49.58 0.5674
Архив номеров

Архив

Анекдоты

  • Дети: — А у моего папы крутой последний Айфон! — А у моего — последний Лексус! — А у моего — вот такая крыса в подвале! Все хором: — Да ты чееее... . ! ?! Покажи! anekdotov.net
  • Читать все

    Партнеры

    Фотогалерея

      • 2018.03.12

    Вопрос - ответ

    Каково административно-территориальное деление Чуйской области?
    Административным центром является город Бишкек. В состав современной Чуйской области входит: 8 районов: Панфиловский … подробнее

    Добавить вопрос

    Имя
    E-mail
    Вопрос:
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить


    Каталог предприятий

      Развернуть список

      • Тревоги и надежды наших дней

        Тревоги и надежды наших дней2019.10.16073Тревоги и надежды наших дней

        События 7 и 8 августа нынешнего лета – это только первые напоминания о грозящих нам бедах.

        Мечущаяся, логически хромающая мысль отечественных идеологов во многих случаях оказывается неспособной охватить наше с вами настоящее, зрело оценить прошлое, уверенно предвидеть будущее. Нет сейчас надежных политических теорий, в рамках которых можно было бы более или менее определенно охарактеризовать наше сегодня и тем более – завтра.

        Нет нового взгляда на                мир. Кыргызское общество утратило смысл. Никто из отечественных философов еще не нащупал путеводной нити масштабного миросозидающего характера. Иногда говорят, что к нам пришли еще из XIX столетия две идеи, достойные быть названными глобальными идеями. Одна идея – социалистическая, другая – техноиндустриальная. Но обе эти идеи сейчас как-то выцвели. Их состыковка, сопряжение, органическое объединение на сегодня не удается. А новых – ярких, принципиальных, объединяющих идей наше время, увы, не породило. Такова судьба политических идей. А мировые, да и местные религии, или эзотерические учения западных и восточных оттенков, как им и положено, зовут нас в «мир иной». Принципиально новых идей в них нет. И все кыргызское общество сейчас в каком-то идейном вакууме.

        Монотонная логика многих наших политических экспертов, близкая к обыденному и примитивному мышлению, безграмотно охватывающая критическую политическую ситуацию, мало учитывает ее нестандартные изменения. Они рассматривают политические события почему-то только в статике и в метафизике. Например, отечественный политолог, конфликтолог Эдиль Осмонбеков догматически утверждает в социальных сетях: «Политического кризиса в стране нет». Есть ли у наших обществоведов естественный интеллект, сопряженный с «искусственным», дополненный творческими возможностями человеческого мозга, креативными потенциями компьютерных систем? Все это и многое другое ставит нас перед решением проблемы изменения традиционных способов и типов логического мышления. Точные очер-тания такого изменения, к большому сожалению, сейчас еще не просматриваются в минис-терствах и ведомствах страны.

        Таковы тревоги наших дней. Они реальны. Их нельзя не видеть. Есть угрозы, но есть у нас и надежды. Пусть робкие, но все же надежды. Конечно, оптимизм не должен быть блаженным и беспочвенным. Нельзя было уподобляться тем «оптимистам», которые во время крайне опасного политического противостояния со стороны бывшего президента Атамбаева утешали нас: мол, граждане, не волнуйтесь, все утрясется.

        Все мы стали своего рода невольниками на корабле, где наша галера пропахла селедкой. На ней слишком много смотрящих и, возможно, мы гребем не в ту сторону. И, всё же, не следует бросать весла. Главное – не отчаиваться. Не стоит прислушиваться к тем, кто кричит о конце света. Да, конечно, мы живем в самую трагическую эпоху. Но слишком многие путают трагическое с безнадежным. Можно уверенно указать на определенные и основательные предпосылки преодоления кризисных коллизий, блокирования и отведения опасной угрозы от Кыргызстана.

        Первая такая предпосылка – это развертывание информационной цифровизации как основы возможного выхода из ситуации «выживания», преодоления преград к стабилизации регионов и всего кыргызского общества. Контуры такой цивилизации стали различимы в проводимой политике действующего президента Сооронбая Жээнбекова: «Внедрение цифровых технологий во все сферы жизни ставит новые требования. Только через развитие человеческих ресурсов, только через внедрение высоких технологий можно сохранить конкурентоспособность». Какие бы скептические оценки ни высказывались по поводу цифровых технологий, без них никуда. Нам необходимо время, чтобы восстановить или установить пути понимания этой новой природы, которую мы открываем.

        Новые информационные средства, новые физические и технические орудия – все это поможет понять наше время, нашу страну иначе, чем традиционно.

        Вторая предпосылка – это возможность утверждения в качестве доминирующего типа хозяйства социально защищенной экономики. Эта форма экономических отношений, считает С. Жээнбеков, сможет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, гармонизации региональных связей, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

        Одинаково неправомерными показали себя               как сверхцентрализованная экономика, со всегосподствующей огосударствленной собственностью в прошлом, так и радикально-либеральное хозяйство с метанием эгоистичных хозяйчиков и надеждой на то, что немая автоматика рынка сама собой все расставит на места. Но направление общего поиска оптимального хозяйственного устройства, соотношения плана и рынка в основных чертах уже определилось. И это послужит упрочению мирохозяйственных связей, решению наших региональных проблем.

        Третья предпосылка – становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях в нашем обществе. Как это ни прискорбно, но агрессия и насилие были вечными спутниками нашей отечественной истории. Революции, перевороты, кровь вновь пронизывают все значимые события, родовое бытие кыргызского народа. Агрессивность становится неустранимым моментом человеческого поведения. Есть веские основания считать, что агрессивное поведение бывшего президента А. Атамбаева было наиболее серьезной опасностью, которая реально грозила нам в эти тревожные августовские дни.

        И сегодня есть немало руководителей в наших силовых структурах, утверждающих, что культ силы – это определяющая тенденция действительности. Но, с другой стороны, оставаясь на почве реальности, мы с вами видели, что ненависть слепила и бывшего президента Алмазбека Атамбаева, и «образ врага» у него не исчезал.

        Однако с немалыми издержками, через отступления и остановки, обязательно должна пробить себе дорогу идея перехода от культа силы к диалогу, поиску согласия, взаимоприемлемых решений во имя сохранения молодой 28-летней суверенной Кыргызской Республики. Термины «консенсус», «переговорный процесс», «компромисс» постепенно становятся постоянными в международной и внутренней политике действующего президента.

        Полномочный представитель правительства КР в Чуйской области Алтынбек Намазалиев полагает, что оппозиционным силам страны нужны совершенно новые формы и методы ненасильственной борьбы, включая формы символического протеста, социального бойкота, ненасильственного вмешательства, а не метод полевого повстанческого отряда, как это произошло в селе Кой-Таш. Этика ненасилия из полуэкзотической конструкции постепенно становится одним из центральных моментов этической мысли действующего президента Сооронбая Жээнбекова. В этом будет его сила.

        Как метко отметил доктор политологических наук КНУ имени Ж. Баласагына Мэлс Артыкбаев, «тот политик, который верит в ненасилие, – тот глубоко верит в будущее».

        «Сила лишь солому ломит» – гласит русская народная пословица. «Сила есть – ума не надо» – высказывание на уровне обыденной жизни. И высшие, и низшие наши отечественные политики, вельможи государственные, особенно чины военные, «авторитеты» криминальные, семейные деспоты – искони этим руководствовались. С этим давно пора кончать. Нельзя нам все время опираться на силовые блоки. Нужно выпустить пар. Времена изменились. На место грубой физической силы приходит нравственная сила правды. Мы должны рассматривать наше государство, пишет глава райгосадминистрации Аламудунского района Марс Саккараев, как организованное правовое сообщество народа, которому поручено заботиться о безопасности, свободе и справедливости. И вот ныне со скрипом, но все же меняется стародавняя основная парадигма политики. Это ободряет, вселяет кыргызстанцам надежду на то, что в перспективе (пусть не самой близкой) есть возможность устранить конфликты, жестокие «разборки», ведущие к окончательной гибели кыргызской государственности.

        В это нелегко поверить, но в это надо верить, этого следует добиваться, к миру без права на политическое рейдерство, к этому надо стремиться обеим конфликтующим сторонам.

        Четвертая предпосылка – это объединительные процессы нашей духовной жизни как в религиозном, так и в светском вариантах. С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социа-листическую мысль, установки Ватикана и православия, за-падный менталитет и восточный этикет. Социал-демократические лидеры нашей страны, на мой взгляд, должны стремиться к нахождению точек соприкосновения с коммунистами и либералами, самыми широкими социальными слоями нашего общества.

        Попытки идейного сближения, взаимопонимания все время стоят на повестке дня. Но они еще очень слабы, робки, не уверены, наталкиваются на упорное сопротивление фундаменталистов и реваншистов всех мастей. И все-таки начался и идет процесс принятия терпимости (толерант-ности), отказа от упрямого идейно-духовного противостояния как условия доброжелательного поиска взаимоприемлемых ценностей и точек соприкосновения.

        Суть моего призыва к толерантности состоит в том, чтобы имеющиеся различия культур, социальных групп, региональных особенностей, политических и экономических группировок признать менее значительными, чем то, что объединяет все регионы Кыргызстана. Терпимость – это признание высокой значимости многообразия людей, идей, духовных ценностей, образов жизни. Это разумное признание того, что кыргызское общество многомерно, пестро и иным быть не может. А жить всем нам надо в этой стране, и устранение нетерпимости, ксенофобии, самовлюбленного мессианства – одно из главных условий жизни нашего общества. Поэтому наступающий 2020 год в Кыргызстане я предложил бы объявить Годом толерантности.

        Пятая предпосылка – это неуклонно идущая межэтническая и межкультурная интеграция, уникальность каждого этноса и каждой культуры. Все шире развертывается универсализация культурной жизни всех регионов на фоне обеспечения самобытности всех участников этого позитивного процесса. Резко расширяются экономические и культурные контакты. Давно рухнул тезис о «непроницаемости» и полной замкнутости самодостаточных этносов и их образа жизни. Ускоряется интенсивный обмен нравственными ценностями. Синтез и взаимовлияние довлеют над заскорузлой замкнутостью современного кыргызского общества.

        Широкие внутримиграционные потоки ведут к взаимопроникновению культур, заимствованию находок этнических групп друг у друга. «Диалог» культур превращается в многоголосый «полилог», попытки сохранения «изоляционизма» регионов встречаются все реже, хотя они и не исчезли. Растет стремление наших регионов к подлинному братству.

        Разумеется, всплеск регионализма, эгоистических страстей некоторых реваншистов как юга, так и севера страны продолжают сотрясать кыргызский народ. Но, думается, что это уродливый зигзаг в новейшей истории Кыргызстана. Есть основания считать, что он недол-говечен.

        Глубоко уверен, что устремленность к единству и целостности кыргызского народа будет довлеть изо дня в день, что полифония самобытного и общенационального, их оптимальная связь обязательно пробьет себе широкую дорогу в нашей стране.

        Последнее по счету, но не по значимости, – намечающиеся прорывы в области интеллектуального поиска. Можно наметить траекторию подобных сдвигов в работе госаппарата президента страны С. Жээнбекова. Пожалуй, речь здесь может идти об инверсии интересов мыслящих и действующих политических субъектов, о поиске и нахождении новой парадигмы мышления, не исключающей диалектических противоречий, не обращающих внимания на комплементарность, взаимодополнительность идей, их интегрирование в многомерную целостность.

        Завершая изложение зримых надежд, уверенно скажу о необходимости конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всенациональную солидарность кыргызской нации. Мудрость и совесть выше прямолинейных истин, самого сухого рационального знания. Знание, не облагороженное вечными национальными ценностями защиты кыргызской государственности, не помноженное на идею блага кыргызского народа, не утверждающее справедливость, может привести к окончательной гибели кыргызской государственности. Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надежды не смогут оправдаться. Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который мы, кыргызстанцы, тяжело погружены.

         

        Калыс ИШИМКАНОВ, село Берлик,

        Грозденский айыл окмоту.

        Кылыс Ишимканов.
      • распечатать
      • отправить другу

      Ещё по теме:

      • Комментарии

        Имя
        E-mail
        Текст
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
        Отправить
        Сбросить