Бишкек
weather ночью
знач. изм.
EUR USD 25/09 36.18 0.1937
EUR EUR 25/09 49.58 0.5674
Архив номеров

Архив

Анекдоты

  • В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жила была: прекрасная, независимая, самостоятельная и умная принцесса. Вот однажды, сидела она на берегу живописного пруда в зеленой долине близ своего замка, размышляла о смысле жизни и вдруг, увидала лягушку…
    Лягушка прыгнула ей на колени и сказала: — Милая, добрая девушка … Когда-то, я был прекрасным принцем, но злая колдунья заколдовала меня, превратив в лягушку. Если ты меня поцелуешь, я снова превращусь в принца, и тогда, моя прелесть, я поселюсь в твоем замке, а ты, будешь готовить мне еду, чистить моего коня, стирать мою одежду, растить моих детей и радоваться, что я взял тебя в жены …
    Тем же вечером, легко поужинав лягушачьими ножками с приправами и бокалом белого вина, … принцесса тихонько хмыкнула и подумала: — Ага, щаззз …

  • Читать все

    Партнеры

    Фотогалерея

      • 2017.07.18

    Вопрос - ответ

    Каково административно-территориальное деление Чуйской области?
    Административным центром является город Бишкек. В состав современной Чуйской области входит: 8 районов: Панфиловский … подробнее

    Добавить вопрос

    Имя
    E-mail
    Вопрос:
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить


    Каталог предприятий

      Развернуть список

      • Можно ли одним указом решить все проблемы?

        2014.02.250659

        Президент Алмазбек Атамбаев объявил 2014 год – Годом укрепления государственности Кыргызстана. В этом плане кыргызстанские правители в какой-то мере уподобляются императорам Японии, которые при вступлении на трон объявляют девиз своего правления. Как, например, эпоха императора Мэйдзи, которая называлась «Просвещённое правление», или «Просвещённый мир» императора Хирохито. В Кыргызстане Год гор сменяется Годом еще чего-то, какой-то Год сменяет Год труженика… Но, по сути, ничего не меняется.

        С именем Мэйдзи связано восхождение Японии из феодальной эпохи в ряд самых мощных стран мира, а при Хирохито свершилось «японское экономическое чудо», выведшее страну на недосягаемую для многих стран мира высоту. Конечно, здесь дело не в том, как эпохи были названы, а в практических делах, которые были воплощены в жизнь. В Кыргызстане тоже было много «годов», призванных решить те или иные проблемы, типа «Года труженика» или «Года ветеранов», но жизнь от этого лучше не стала.

        Почему японцам или другим передовым странам удается воплощать в жизнь планы по строительству общества благоденствия, а нам нет? Дело, видимо, в исповедуемой идеологии и тех силах, которую распространяют в массы. С древних времен известен институт жречества, игравший во всех веках определяющую роль в жизни любого государства и являвшийся основным проводником идеологии государства. В древних империях главным постулатом было «божественное происхождение» правителя, что делало его правление легитимным в сознании подданных. Например, японская Конституция 1889 года подтвердила небесную природу правителя и постановила, что император является «божественным, окруженным ореолом святости посланцем небес», ведущим свой род от богини Солнца Аматэрасу. Это конституционное положение было отменено только после Второй Мировой войны. В средние века духовенство утверждало божественный характер императорской, королевской власти. Если в древнем мире и средневековье носителями идеологии были жрецы, духовенство, то в новое время таковыми стали политические партии.

        Ученые дают различное определение термину «государственность». Одно из них определяет государственность как комплекс институтов политики, культуры, действующих на территории, населенном определенным национальным сообществом. Другое определение утверждает, что государственность – это целостная система идей и взглядов, используемых в организации и деятельности самого государства. Если резюмировать, государственность – это способность государства выполнять свои функции перед обществом: обязанности по организации жизни общества, его социально-экономическому и гуманитарно-культурному обеспечению. Функции эти выполняются через бюрократический аппарат, являющийся кровеносной системой государства. Вся проблема в том, что аппарат этот состоит из конкретных людей с конкретным мировоззрением, менталитетом и амбициями.

        Нет проблем там, где бюрократический аппарат обезличен: каждый чиновник ограничивается выполнением своих функций, и от четкого выполнения обязанностей зависит его экономическое состояние. Это характерно для стран с либерально-демократическим режимом, где на первом месте стоит закон, а преобладающей идеологией является благоденствие государства. Для авторитарных или тоталитарных стран характерна бюрократия с резко очерченными эгоистическими наклонностями. В них, в том числе и в Кыргызстане, государственная служба является не формой выполнения общественно-полезных функций, а средством личного обогащения. Поэтому такие страны, а их в мире подавляющее большинство, отличаются высоким уровнем коррупции. Как определял Макиавелли, коррупция – это использование общественных функций в частных целях. Таким образом, чиновничий аппарат превращает государственную службу, а вместе с тем и само государство, в «частную лавочку», которая служит кормушкой для обогащения политической элиты государства. «Предметом спекуляций и торга при этом зачастую оказываются основы национальной безопасности. Под угрозу ставится единство народа, мир и стабильность в стране. Искусственно подогреваются межрегиональные, родоплеменные и межэтнические проблемы», – говорится в указе.

        Преобладание личных интересов над общественными, естественно, должно сказываться на качестве политической элиты и бюрократического аппарата. Главная угроза здесь состоит в том, что оно подкашивает основы государства, угрожая самому его существованию. Как следствие, «особый разрушительный для современной кыргызской государственности потенциал заложен в эксплуатации деструктивными политическими силами имеющихся недостатков правовой системы государства, особенно в части уровня правосознания и правовой культуры граждан. Факторы правового нигилизма и чувство безнаказанности в обществе и институтах государства создают трудности для экономики и социальной инфраструктуры, выливаются в нарушения земельного, экологического и другого законодательства, захваты и уничтожение чужой собственности». Это из текста указа президента.

        Здесь должны были бы свое слово сказать политические партии, позиционирующие себя защитниками народа и выступающие от его имени. Они должны были предложить обществу идеологию развития и процветания, которую, безусловно, общество поддержало бы. Но, кажется, ни у одной из политических партий Кыргызстана в настоящее время нет подобных идей, тем более сил и средств для воплощения их в жизнь. Без этого сама идея демократического государства обречена на провал. Для того и существуют политические партии, чтобы предлагать концепции развития и, заручившись поддержкой сообщества и получив от нее карт-бланш, приступить к ее реализации. Государственная служба, чиновничья рать в этом случае выступают как механизм реализации, обязанный исполнять то, что ему полагается. Как наивно после свержения прежнего правителя многие предвкушали начало эры политических баталий, цивилизованных битв идей и платформ, развития политической мысли, а на выходе получили политические склоки, переливание из пустого в порожнее, охлократию. Бесконечные митинги и протесты из-за того, что кому-то чего-то не досталось или кому-то чего-то захотелось. И это работает. Создается определенное напряжение, пользуясь которым кто-то зарабатывает какие-то политические дивиденды, конвертирующиеся потом в материальные богатства. «В отдельных случаях эти незаконные действия перерастают в проявления охлократии или «власти толпы», когда в интересах нескольких десятков людей перекрываются автомобильные дороги, оказывается давление на правоохранительные и судебные органы, ущемляются права сотен тысяч простых наших сограждан. В результате страна вынуждена направлять огромные силы и ресурсы на сохранение внутренней стабильности и правопорядка», – говорится в указе.

        А правоохранительные и судебные органы, сотни тысяч простых сограждан безмолвствуют, потому что не чувствуют за собой силу. Силу за собой чувствуют те, кто может пойти против закона и правил и знает, что за это ничего не будет. За более чем двадцать лет независимости политическая элита Кыргызстана не смогла обеспечить выполнение элементарных правил человеческого общежития, формой которого является государство. Теперь глава государства вынужден издавать указ, который в этих условиях можно оценить как крик души. Может ли этот документ что-либо изменить? По большому счету этот сродни тому, что президент приказал всем чиновникам вдруг стать очень умными! Другой вопрос – а оно им надо? В условиях, когда государственная служба является самым прибыльным бизнесом? Как говорил известный мастер афоризмов Михаил Лашков: «Звали и на госслужбу, и в бизнес. Так и пошел на госслужбу позаниматься бизнесом».

        Таким образом, перед Кыргызстаном стоят задачи изменения самой природы государственной службы, обновления мышления и чиновников, и населения. Можно ли одним указом решить все проблемы? Можно, если за ним будут стоять конкретные дела. Возможны ли конкретные дела? Сомнительно. Конкретные дела должны исполняться самими государственными структурами, на укрепление качества которых и направлен указ президента. «Настало время переходить к решительным шагам по укреплению государственности и единства народа, привлечению новых людей и особенно молодежи к управлению политическими организациями и государством, повышению правовой культуры граждан Кыргызстана. Повышение собственной персональной ответственности за выполнение реальных дел по укреплению государственности и подчинение всей своей повседневной деятельности национальным интересам страны должны стать главной задачей руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих в это судьбоносное для страны время», – говорится в документе.

        Отметим, что поставленные президентом задачи невозможно решить без идеологической подпитки. Любое дело имеет свою идеологию, которая объясняет, для чего оно делается. В этой связи кажется, что главе государства нужно не посвящать какой-то год определенной проблеме, а объявлять, подобно японским императорам, девиз своего правления. Тогда бы это стало идеологией развития на длительный срок. А так, согласно рассматриваемому указу, за год Кыргызстану нужно добиться того, чего он не смог достичь за более чем двадцать лет и две смены власти.

        Будет удивительно, если к началу 2015 года будет объявлено, что государственность Кыргызстана укреплена, и у нас начался прорыв во всех сферах жизни. Чиновники не будут брать больше взяток, все дела граждан государство будет решать без проволочек и нервотрепки, никто не будет «доить» бизнесменов, бизнесмены в свою очередь будут добросовестно платить налоги, а депутаты парламента станут символами мудрости и государственного мышления…

         

        Нукетай ЖООДАРОВ.

      • распечатать
      • отправить другу
      • Комментарии

        Имя
        E-mail
        Текст
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
        Отправить
        Сбросить