Бишкек
weather ночью
знач. изм.
EUR USD 23/09 36.18 0.1937
EUR EUR 23/09 49.58 0.5674
Архив номеров

Архив

Анекдоты

  • В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жила была: прекрасная, независимая, самостоятельная и умная принцесса. Вот однажды, сидела она на берегу живописного пруда в зеленой долине близ своего замка, размышляла о смысле жизни и вдруг, увидала лягушку…
    Лягушка прыгнула ей на колени и сказала: — Милая, добрая девушка … Когда-то, я был прекрасным принцем, но злая колдунья заколдовала меня, превратив в лягушку. Если ты меня поцелуешь, я снова превращусь в принца, и тогда, моя прелесть, я поселюсь в твоем замке, а ты, будешь готовить мне еду, чистить моего коня, стирать мою одежду, растить моих детей и радоваться, что я взял тебя в жены …
    Тем же вечером, легко поужинав лягушачьими ножками с приправами и бокалом белого вина, … принцесса тихонько хмыкнула и подумала: — Ага, щаззз …

  • Читать все

    Партнеры

    Фотогалерея

      • 2017.07.18

    Вопрос - ответ

    Каково административно-территориальное деление Чуйской области?
    Административным центром является город Бишкек. В состав современной Чуйской области входит: 8 районов: Панфиловский … подробнее

    Добавить вопрос

    Имя
    E-mail
    Вопрос:
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить


    Каталог предприятий

      Развернуть список

      • О бешбармаке в духовном смысле

        2014.03.170852

        Забавный случай был зафиксирован в одной из бишкекских школ: две партии, учеников разумеется, вступили в высокоинтеллектуальный спор о том, как нужно есть бешбармак. Одна сторона дискутирующих утверждала, что это почтенное блюдо нужно есть руками, а вторая настаивала на применении столовых приборов. Неизвестно, чем закончился этот обмен мнениями, но он оказался полезен маме одного из учеников, для которой было откровение, что бешбармак едят руками. Этот случай навел на мысль о месте самого главного блюда кыргызской кухни в национальной культуре.

        У каждого народа есть нечто сакральное, что должен знать каждый из его представителей. Когда у кыргызов говорят «кой сойгонго жарапкалыптыр» (извините, что в переводе звучит слишком натуралистично: «может барана зарезать»), это значит, что молодой человек достиг определенного этапа взросления. Следующий этап – женитьба и способность встречать гостей. Тогда говорят: «Конок тосконго жарапкалыптыр» – «Уже может встречать гостей». Это, конечно, калька, а смысл в том, что он дошел до той степени самостоятельности, когда без опеки взрослых может выступать хозяином тоя. А это включает в себя не только приготовление угощения и логистику (изначальное значение этого термина «распределение питания»), но знание этикета, обычаев и традиций по каждому поводу (их незнание – позор для хозяина), умение сказать нужную формулировку фраз в нужное время. Главное – чтобы ни один гость не был обделен вниманием, получил все, что причитается ему, и не держал обиду на хозяина. Финишной чертой всего является подача мяса и бешбармака. (Проводы гостей – это отдельная тема).

        Еще одно из ценимых в кыргызских жигитах мастерство – это умение крошить мясо на бешбармак. Сейчас этому почти не уделяется внимание. Если на каком-нибудь тое признаешься, что не умеешь резать мясо на бешбармак, никто на тебя косо не посмотрит, не скажет ни слова. А было время, когда на каком-нибудь айылном тое аксакалы передавали молодежи право накрошить мясо на бешбармак, и сделать это нужно было по всем правилам. Если же допускалась какая-нибудь ошибка – мясо было нарезано кое-как, неровно, не соответствовало требуемому стандарту, аксакалы могли передать блюдо обратно, что значило: «Сами кушайте!» Это был настоящий позор.

        Теперь кыргызские парни, увлеченные достижениями цивилизации, стали мало обращать внимания на наследие предков. Постепенно утрачивается один из уникальных элементов национальной кухни. Конечно, почти в каждом кафе Бишкека вам подадут бешбармак: чаще это мясо, накрошенное на дощечке, с лапшой, сваренной в подсоленной воде. Вроде тоже самое блюдо, но, в принципе, это все-таки не то. С течением времени все утрируется, упрощается и теряет смысл, который имелся изначально. То, что человек умеет резать мясо на бешбармак, свидетельствует не только о том, что он что-то умеет, но показывает то, что он носитель определенной культуры, мировоззрения, уходящего корнями в самую глубь философии народа.

        Однажды во время службы в армии мне был преподан отличный урок. Кто-то добыл где-то вареное мясо. В армии вообще ценится все, что приходит из «гражданки» – одежда, еда и многое другое. По крайней мере, так было в советской армии. Все, конечно, накинулись на еду, отрывая кусочки кто руками, кто ножом. И вдруг я услышал от моего казахского друга: «Как сын казаха может так есть мясо?» У него это вышло автоматически – он имел в виду сына кыргыза, конечно. Я понял, что держу кость неправильно, режу мясо не в ту сторону, куда положено. Вот этот маленький эпизод показал, кто в какой культуре вырос. Этот случай заставил меня заняться «самообразованием» и научиться «дасторконному» этикету. Издержки этого достижения в том, что постепенно становишься консерватором и начинаешь обращать внимание на мелочи, на детали и начинаешь понимать, почему в свое время твой отец, как выражается современная молодежь, «скафнил» по всякому поводу: не так держишь нож, не так режешь, неправильно сидишь, не так стоишь… Теперь я понимаю, что он относился ко мне исходя из той культуры, в которой был воспитан, и хотел передать ее мне. Кое-что ему удалось, а что-то было утеряно.

        Мне пришлось служить в армии в то время, когда только начинались подспудные процессы, приведшие к распаду СССР. Что наиболее крепко врезалось в память – это то, что стали утрачиваться многие мелочи, которые вытекали из самой армейской культуры. В самом начале службы нас учили набивать «рубчики» на одеяле при заправке постели – берешь тапочку, приставляешь с торца и начинаешь набивать тыльной стороной ладони. С «рубчиком» заправленная армейская кровать смотрится очень красиво. Так вот к концу службы эта маленькая традиция уже совсем исчезла и про нее никто и не вспоминал. Это к тому, что из всяких мелочей складывается большая культура, и когда они постепенно утрачиваются, приходит в упадок и культура.

        Почему старшее поколение всегда недовольно младшим? У него есть подспудный страх, что младшее поколение не сумеет сохранить тот духовный заряд, который имеется у старшего поколения. Зачастую так и получается, когда с каждым поколение уменьшается количество носителей уникальной национальной культуры, традиций и обычаев, теряются элементы национального этикета. Именно эту часть национальной культуры можно противопоставить пресловутой глобализации, которая, по словам некоторых, настигает каждого, и в скором времени должна поглотить всякую культуру, язык и прочее. Не этого нужно бояться, а потери своей духовной сущности, проявляющейся через такие мелочи, о коих шла речь выше.

        В одном советском фильме старик приходит в школу, забирает своего внука и заставляет его бежать рядом с собачьей упряжкой. В какой-то момент мальчик устает, просит деда остановиться, и вообще ему надо в школу. Старик на это реагирует с гневом: «Какой же ты чукча, если ты не можешь бежать рядом с упряжкой?! И зачем тебе учиться в школе, если ты не можешь усвоить то, что дано тебе природой?!» Как и в нашем примере, неустанный бег рядом с упряжкой – один из элементов чукотской культуры и воспитания. И утрачивая этот элемент, казалось бы, такой малый, можно со временем утратить еще большее. Наша жизнь, наверное, это доказывает очень убедительно.

         Нукетай ЖООДАРОВ.

        Бешбармак – блюдо, которое вызывает аппетит при одном только упоминании. Он подогревается и жаркими спорами по поводу того, где готовят самый вкусный вариант – в Нарыне, Таласе, а может быть, на Иссык–Куле? Многие знают, что его главные составляющие – это мясо и тесто.

        Eсть несколько видов бешбармака: нарынский, чуйский, таласский и єзгєчє (особый).

        Нарынский – классический бешбармак. Это 70% мяса и 30% теста. В чуйском – соотношение другое – 50 на 50. И, кроме того, в него не кладут кусочки чучука и казы-карта.

        Таласский отличается от классического. Вроде бы все то же самое, но вкус другой.

        Кыргызское традиционное блюдо беш бармак («пять пальцев»), как это явствует из его названия, едят руками. Например, в Таласском регионе разрезанное на квадраты (размером около 10 см х 10 см) пресное тесто отваривают в мясном бульоне. Отваренные таким образом сочни раскладываются тонким слоем на блюде до остывания до комнатной температуры. Затем каждый из квадратов сворачивается рулетом и на весу нарезается острым ножом над приготовленной для этой цели посудой. То же самое проделывается и с предварительно отваренным мясом – оно также мелко режется над той же посудой. Репчатый лук (также мелко накрошенный на весу) замачивается в отдельной чаше в горячем бульоне с добавлением черного молотого перца (эта заправка носит название «чык»). Часто к такому бешбармаку добавляют и смесь из бульона и отварных мозгов.

         Рецепт классического бешбармака

         Ингредиенты: мясо (баранина или говядина) – 1,5 кг, желательно взять тазобедренную часть; репчатый лук – 2 луковицы среднего размера; перец черный молотый – 4 г.

         Для теста: вода – 200 мл; соль – чайная ложка без горки; яйцо – 1 шт.; мука высшего сорта – 0,5 кг.

         Данный рецепт рассчитан на 4 персоны.

         Приготовление:

        Этап 1. Мясо отваривают в воде объемом 4,5 литра. Время варки – около 1,5 часа. Готовое мясо охлаждают до комнатной температуры и нарезают мелкими кусочками. Нарезанное мясо сложить в отдельную посуду, накрыть ее крышкой и убрать в теплое место.

         Этап 2. Для приготовления соуса «чык» мелко нарезают репчатый лук и заливают кипящим мясным бульоном. В эту смесь добавляют черный молотый перец. Чык необходимо держать горячим до подачи теста и мяса на стол (его также следует накрыть крышкой и убрать в теплое место во избежание остывания).

         Этап 3. Замесить крутое тесто. Готовое тесто разделить на две равные части и на 15-20 минут поместить под какую-либо посуду. Эта процедура делает тесто мягче и податливее для раскатывания. Вынуть тесто из-под посуды, обе части сформовать в виде колобка и придавить сверху для придания формы лепешки. Сформованные лепешки накрыть полотняной салфеткой или крышкой и оставить еще на 15 минут. После этого раскатать первую лепешку в пласт толщиной около 2-3 мм. Пласт свернуть рулетом или сложить гармошкой (как показано на фотографии) и нарезать в виде лапши шириной в 2-3 мм. Полученную лапшу опустить в кипящий мясной бульон, оставшийся после варки мяса. Когда лапша всплывет на поверхность, ее необходимо размешать и варить еще 1 минуту. После этого выловить ее шумовкой, дать стечь бульону и выложить на блюдо. То же самое надо проделать и со второй лепешкой – раскатать, из полученного пласта нарезать лапшу, отварить в кипящем бульоне и добавить к уже готовой лапше.

         Этап 4. Отваренную в бульоне лапшу посыпать мелконарезанным мясом и полить сверху горячим соусом «чык». Подавать на общем блюде или порционно. Отдельно подать бульон в пиалах.

      • распечатать
      • отправить другу

      Ещё по теме:

      • Комментарии

        Имя
        E-mail
        Текст
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
        Отправить
        Сбросить